Объект культурного наследия республиканского значения. Поставлен на охрану постановлением Совета Министров ТАССР от 23.10.1981 №601 "О ходе выполнения в ТатарскойССР Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Основание Зилантова монастыря относится к 1552 г., когда царь Иван IV повелел заложить монастырь на месте царской стоянки. После весеннего разлива реки Казанки в 1559 г. монастырь был перенесен на «Зилантову гору», вошедшего позднее в его название. Крылатый змей «Зилант», якобы обитавший на вершине горы, изображен на официальном гербе города Казани.
В 60-е годы XVI в. в монастыре существовали две деревянные церкви: во имя Успения Пресвятой Богородицы, во имя Всех Святых. В 30-40-е годы XVI в. были заново отстроены каменные стены монастыря, вместо деревянных. В 1835 г. в Успенском соборе был проведен крупный ремонт, расширено помещение приделов. Крупный трехпрестольный храм, представляющий собой оригинальный памятник архитектуры, выстроенный в духе псковско-новгородского зодчества XVI в. При входе в собор располагалась гробница с телом архиепископа Иосифа Суздальского (Курцевича). Епископ был обвинен в ереси и переведен в Зилантов монастырь в 1640 г., где и умер 15 июня 1642 года. В 1618 г. построена церковь Всех Святых, значительно обновленная в 1829 и 1858 гг.
До настоящего времени сохранился двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 1808 г. Многократно перестроенный он, практически, утратил архитектурную ценность. Братский корпус с кельями сохранился в полуразрушенном состоянии.
В сентябре 1918 г. монахи и послушники монастыря были расстреляны красноармейцами. Успенский – Зилантов монастырь официально закрыт в 1929 г. В 1932 г. были снесены часть зданий и стен, а так же бывший летний собор Казанского митрополита – лучший образец классицистического стиля, выстроенный по проекту архитектора Старова.
Территория Зилантова монастыря долгие годы находилась в ведении МВД республики. До 1950-х гг. здесь располагалась исправительная колония, позже автобаза.
Церковь во имя Всех Святых. Каменный, трехпрестольный бесстолпный собор стоит на бровке Зилантовой горы, откуда открывается красивейший вид на окрестности города. Собор представляет собой прямоугольный объем, к которому с восточной стороны примыкают три полукруглых апсиды освещенные: центральная апсида – тремя проемами, боковые – одним, соединенные между собой колонками и крытого неоднократно перестраивавшегося крыльца с западной стороны. Барабан покоившийся на четверике увеченный главкой и старым крестом утрачены.
В нижнем ярусе храма располагались служебно-хозяйственные небольшие по размерам сводчатые помещения, где в интерьере сохранились дверные кованные полотна и оконные ставни. В верхнем ярусе расположен двухсветный зал. Во время ремонта здания в начале XIX века, объем зала был увеличен с западной стороны, под входом в зал были сделаны «хоры». Стены были расписаны синей, голубой, черной масляной краской, рисунком геометрического характера. Внешнее оформление стен храма характерно для I пол. XVIII века, стиля «московское барокко». Стены подклета оштукатурены, побелены. Оконные проемы прямоугольной формы без наличников. Плоскость стен верхнего яруса расчленены широкими лопатками декорированные в верхней части квадратными нишками.
Оконные проемы первого ряда – прямоугольной формы, оформлены каменными наличниками с полукруглыми полуколонками не увенчанный кокошником второго ряда – спаренными небольшими полуарочными окошками объединенными между собой рядом «в поребрик» и оформленные в верхней части архивольтом. завершает фасад широкий фриз и ступенчатый с рядом в «зубчик» карниз.
Памятник культового русского каменного зодчества конца XVII века, где своеобразно сочетаются Псковско-Новгородское зодчество с более поздним стилем московское барокко.
Регистрационный номер в едином государственном реестре ОКН №161721110260005